Публикационная этика


Этика научных публикаций – это система профессионального взаимодействия всех сторон (редакционный совет, рецензенты, редакторы, издательство, авторы), участвующих в процессе издания журнала. Издательская деятельность осуществляется на основе рекомендаций и стандартов, разработанных Комитетом по этике научных публикаций – Committee on Publication Ethics (COPE), а также опыта авторитетных международных журналов и издательств.
Принципы этического поведения обязательны для всех сторон, вовлеченных в процесс приема, рассмотрения и публикации научных статей.
Этические принципы в деятельности Редакционного совета и рецензентов
Редакционный совет, включая рецензентов:
• несет основную ответственность за качество публикуемых научных статей;
• принимает решения о публикации на основе научной значимости работ и достоверности представленных данных;
• соблюдает принцип научной честности и готовности к коллегиальному обсуждению различных мнений;
• размещает в открытом доступе сведения об опубликовании статьи с сохранением авторских прав за авторами.
• не должен иметь конфликта интересов в отношении статей, которые он отклоняет или принимает;
• не должен раскрывать информацию по представленной статье никому кроме авторов;
• не должен использовать или передавать неопубликованные материалы другим лицам. Эти данные должны сохраняться конфиденциальными и не использоваться с целью получения выгоды;
• не должен допускать к публикации материалы, являющиеся плагиатом;
Рецензирование помогает главному редактору и редакционному совету принять решение о публикации и посредством соответствующего взаимодействия с авторами, а также может помочь автору повысить качество работы.
Рецензентом не может быть автор или соавтор рецензируемой работы, а также их научные руководители и/или сотрудники подразделения, в котором работает автор.
Любая рукопись, полученная от редакции на рецензирование, является конфиденциальным документом. Ее нельзя обсуждать с другими лицами, за исключением лиц, указанных главным редактором.
Рецензент должен быть объективным, выражать свое мнение четко, ясно и аргументированно.
Рецензент должен обращать внимание главного редактора на значительную схожесть или частичное совпадение рецензируемой статьи с любой другой, ранее опубликованной статьей с обязательной ссылкой на нее.
Рецензент должен соблюдать конфиденциальность информации и идей из представленной ему на рецензию статьи.

Этические принципы автора научной публикации
Автор гарантирует, что в статье содержатся полученные автором новые научные результаты, которые ранее нигде не публиковались. Заведомо ложные или сфальсифицированные утверждения приравниваются к неэтичному поведению и являются неприемлемыми.
Все статьи проходят обязательную проверку через систему «Антиплагиат». Чрезмерные заимствования, а также плагиат в любых формах, включая неоформленные цитаты, перефразирование или присвоение прав на результаты чужих исследований, являются неэтичными и неприемлемыми действиями.
Статьи, представляющие собой компиляции из материалов, ранее опубликованных другими авторами, без их творческой переработки и собственного авторского осмысления редакцией журнала к публикации не принимаются.
В статье должны быть сделаны библиографические ссылки на казахстанские и зарубежные публикации, которые имели значение при проведении исследования. Все источники должны быть раскрыты.
Автор гарантирует, что представленная в журнал рукопись статьи не находится на рассмотрении редакции другого научного журнала и не была ранее опубликована. Несоблюдение этого принципа расценивается как грубое нарушение этики публикаций и дает основание для снятия статьи с рецензирования.

Принципы профессиональной этики издательства
Издательство несет ответственность за качественную публикацию авторских произведений.
Деятельность издательства тесно взаимосвязана с Редакционным советом и редакторами.
В своей деятельности издательство должно:
• обеспечивать конфиденциальность любой информации до момента выхода журнала, касающихся сведений, полученных от авторов;
• соблюдать этические нормы взаимодействия с заинтересованными сторонами.